Другие материалы рубрики «Общество»
-
День Воли-2015. Онлайн-репортаж
25 марта демократическая общественность Беларуси отмечает 97-ю годовщину провозглашения Белорусской Народной Республики... -
День Воли. Как это было в 90-х, 2000-х и сейчас
Naviny.by проанализировали акции оппозиции на 25 марта по количеству участников и задержанных, начиная с 90-х годов...
- Все задержанные после акции в честь Дня Воли в Минске отпущены без составления протоколов
- В апреле проезд в Минске подорожает до 5 тысяч рублей
- Ананич: владельцы сайтов ответят за комментарии
- Эдуард Лобов, задержанный после Дня Воли, отпущен из милиции
- Активисты Партии БНФ поздравили могилевчан с Днем Воли
- День Воли-2015 в фотографиях
- Минчане о Дне Воли: «А в честь чего они пошли?»
- День Воли в Минске. Без митинга и без концерта
- Василий Жарко рассказал о растущем интересе к белорусским лекарствам
- В Минске простились с рок-музыкантом Стариковым
Общество
Адвокат Байковой попал под уголовную статью
Обращение в Генеральную прокуратуру о совершенном преступлении и бездействии органа, ведущего уголовный процесс в отношении его подзащитной, обернулось для адвоката Светланы Байковой Михаила Волчека возбуждением уголовного дела против него самого.
Как рассказал интернет-газете Naviny.by Михаил Валентинович, 10 января ему позвонили из прокуратуры Минска, сообщили, что в отношении него возбуждено уголовное дело за разглашение данных предварительного расследования, и пригласили на допрос к 10 часам 11 декабря.
Формально поводом для такого развития событий стала публикация «Материалы «прослушки» КГБ из «дела Байковой». В ней идет речь о протоколах прослушивания записей телефонных переговоров между обвиняемым в создании преступной организации гражданином ФРГ Павлом Молочко и офицером милиции, который в нашей публикации фигурировал под псевдонимом «Подполковник». Мероприятие было санкционирован прокуратурой и проводилось КГБ.
Ознакомившись с этими запротоколированными беседами, адвокат Светланы Байковой Михаил Волчек в конце октября прошлого года обратился в Генеральную прокуратуру с жалобой на бездействие органа, ведущего уголовный процесс в отношении его подзащитной. По выводам защитника, «Подполковник», входивший в следственную группу, возглавляемую Байковой, совершил должностное преступление, а чекисты преднамеренно этому факту не придали никакого значения.
Из Генпрокуратуры никакой реакции не последовало, и Михаил Валентинович решил обнародовать свое заявление.
Примечательно, что до сих пор ничего не известно о результатах прокурорской проверки по жалобе адвоката; по сведениям Naviny.by, она должна была завершиться 26 декабря. Зато на заявление КГБ Генпрокуратура отреагировала оперативно. В качестве свидетеля допросили автора этих строк и, как выяснилось, оргвыводы были сделаны.
В беседе с корреспондентом Naviny.by Михаил Волчек заметил: «Прискорбно, что государство, а точнее – чиновники, его представляющие, большую опасность видят в тех людях, которые сообщают о преступлениях, выполняют свой гражданский и профессиональный долг, а не в тех, которые обязаны их предотвращать. Больше мне добавить нечего».
Согласно статье 407 Уголовного кодекса («Разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания») 70-летнему Михаилу Волчеку грозит наказание в виде штрафа или ареста на срок до шести месяцев. Однако уже сейчас его адвокатская лицензия, как минимум, может быть приостановлена. А это значит, что Светлана Байкова накануне начала суда окажется без хорошо осведомленного о нюансах ее дела защитника…
Кстати
Белорусский Хельсинкский комитет вступился за Михаила Волчека и потребовал прекратить давление на адвоката при выполнении им своих профессиональных функций. По мнению независимых юристов:
«Так называемая тайна данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания не может охраняться законом, когда речь идет о нарушениях процессуального законодательства, ограничивающих право на защиту. В особенности, если они опорочивают представленные в деле доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности – с точки зрения достаточности для окончания предварительного следствия и разрешения уголовного дела в судебном разбирательстве (ст. 105 УПК).
В ходатайствах и жалобах адвоката речь идет о действиях одного из участников следственной группы С.Байковой, который сотрудничал с обвиняемыми, «сливал» сведения о действиях Байковой и «учил» как вести себя (какие показания давать в ходе следственных действий, проводимых следователем Байковой). Данные действия должностного лица, включенного в следственную группу, подпадают под признаки составов преступлений, в том числе преступлений против интересов службы.
Бездействие органов уголовного преследования, попустительство в этой части выходит за рамки тайны следствия, приобретает публичный характер и адвокат, как публичная фигура, вправе обратиться к СМИ, правозащитникам для придания данных фактов гласности и принятия мер общественного контроля за деятельностью органов дознания, предварительного следствия и суда, если они в пределах компетенции не принимаются официальными органами и должностными лицами.
Граждане имеют право на защиту от преступных посягательств от кого бы они ни исходили, требовать соблюдения законности. Такое публичное поведение гарантируется Конституцией и должно обеспечиваться всеми».
Последние Комментарии